ales

Душа не коммерция. Znich о 20-летнем пути

В клубе Сoyote 19 марта отпраздновала свой юбилей группа Znich.

Брестчане пришли поздравить музыкантов с днем рождения, а LITARY поговорили с одним из основателей группы Алесем Таболичем.

z-129

Могли ли вы подумать в самом начале, что когда-то встретите 20-летие?

— Нет, такого и в голове не было. Это альтернативная музыка, а столько лет даже не каждая поп-группа держится. У истоков были Александр Беленький, Александр Горох и я. Принципиально у нас была альтернативная музыка, пэган-метал на белорусском языке с элементами фолклерности, это особенная черта группы и на данный час. Планировали записать один альбом для себя, но так получилось, что уже шестой альбом на подходе, который мы записываем в Гомеле. Кстати, большую часть альбома, процентов 90, написал басист Александр Филипенко, создал как материал, так и предложил свои тексты к нему. Получилось довольно интересно. Это новая кровь в группе и альбоме, новая жизнь с музыкальной точки зрения.

z-120

Мы использовали два текста Максима Богдановича и одну народная песня «Дунаю», которая очень понравилась многим тысячам людям с разных уголков близкого и далекого зарубежья. Это очевидно по клипу, который мы выложили на Youtube 3 месяца назад, там уже просмотров больше чем 42 тысячи!

С этой песней мы выступили в полуфинале отбора для Евровидения, первая металлическая альтернативная группа за все существования Евровидения в Беларуси. Мы показали этим, что, не боясь преград, группам можно и нужно показывать свое творчество в любых направлениях.

Много фотографий с концерта Znich тут

Много трудностей прошли на пути к популярности?

— Популярность — это слишком звучит, мы же не ВИА «Песняры»… Конечно, чтоб загвоздить место среди метал-групп Беларуси на такое большое время, нужно быть на плаву, чем-то удивлять слушателей и, наверное, самих себя. Мы ставку всегда делали на самобытность и оригинальность.

Быть тем огнем, тем Зничем, который и греет, и обжигает людей своей энергией и музыкальной позицией.

z-126
За это время наверняка произошло море веселых или неординарных моментов в жизни группы?

— Да, это точно! Как-то мы поехали в Москву и меня там забыли, а вспомнили только на вокзале, ибо я в гримерке спал. Это забавная история, но в тот момент было не до смеха… Или когда я заснул на фестивале «Басовишча», стоя в поле, вот это реальный «голливуд». К счастью, нынче я завязал со спиртными напитками.

Однажды мы приехали в Березу и, выйдя на сцену, увидели, что зал битком забит. Причем половина – школьники. Молчание. Потом кто-то крикнул: «Так это ж «Песняры» приехали!», но когда мы начали играть… Бедные школьники.

На Дажынках в Новогрудке была та же ситуация: толпу школьников загнали на наше выступление, с шариками, лентами, так с первых аккордов шарики и полетели в небо с открытыми ртами школьников. Как-то вас недооценивали.

Думаю, у нас до сих пор этот стереотип живет — неформат. Нет понимания того, что музыка, как и изобразительное искусство, — многогранна. Может быть и классика, а может быть и метал — каждому свое. Наше общество мало освещает такого рода музыку или вовсе игнорирует. Нужно воспитывать молодежь в разном ключе и подавать музыкальные приоритеты не однобоко, а многогранно, только тогда у нас шарики будут в руках, а не в небе.

z-143

Чего не хватает современной музыке? 

— Это долгий разговор. Но я подмечу одно: настоящее искусство востребовано только тогда, когда его поддерживают, а не зажимают.

Я часто выхожу в Троицком предместье на дни города и прочие праздники и вижу из года в год одно и то же. Какой-нибудь народный коллектив, который поет «Чарка на пасашок». И задумываюсь только об одном: «Когда это уже прекратится?» Но из года в год все повторяется.

z-152

Чтобы мы понимали, что такое настоящее искусство, должны в Министерстве культуры сидеть как минимум люди искусства, ибо от них идет и финансирование, и приглашение на праздники тех или других исполнителей. У нас финансируют только «Славянский Базар», ну и, наверное, «Дажынкі». Всё! А культура — это огромный пласт. Это и изобразительное искусство, и балет, и театр, и поэзия, и музыка в разных её проявлениях, да куча всего. А у нас все организаторы сами ищут, где взять деньги.

Возможность быть услышанным, или, иначе говоря, популярность в нынешнее время – это результат упорной работы либо же везение? И на что вы полагались больше, на везение или кропотливую работу?

— Все вместе: и желание, и везение, но самое главное — оригинальность и профессионализм! Мы делали свое дело максимально так, как получалось, и судить уже не нам, а людям, которые нас слушают. Это не коммерция, это душа, искусство, хобби. Мы не кавер бэнд, мы люди, которым хочется сделать свое неповторимое и узнаваемое белорусской душе!

z-159

Фото: Карина Климчук