СПЕКТРальный анализ
Смотреть очередную серию похождений суперагента 007 на большом экране большого зала кинотеатра «Беларусь» я отправился 07 ноября, и в этом при желании можно было бы увидеть некую связь, однако — нет
Вот если бы сами создатели фильма выбрали этот день для мировой премьеры, тогда появился бы повод для обсуждения. Но премьера состоялась днем раньше, а днем позже до Бонда добрался и я. Пользуясь возможностью, любезно предоставленной мне журналом Літары, делюсь наболевшим за время просмотра.
На официальном сайте агента 007 есть раздел «Бонды». Там можно покликать на Коннери, Мура, Бронсона, Лазенби, Далтона и, конечно же, Дэниэла Крейга. Клик вызывает окошко с краткой биографией актера, послужным списком в рамках «бондиады» и небольшим описанием его уникального вклада в образ британского суперагента.
Именно Крейг, по мнению официального ресурса, «перезагрузил» Бонда для 21-го века, добавив ему «опасности, обаятельной грубости и реализма». Окей, все это было в «Казино Рояль», и тот Бонд пришелся мне по душе. Химия, вскипевшая между Крейгом и Эвой Грин, грозила расплавить экраны. С другой стороны, мрачная готика и внутренняя опустошенность «Скайфолла» взяли за душу непривычным нуаром… между этими двумя шедеврами приключилось нечто невыразительное с участием Ольги Куриленко, ну, а теперь — нате.
Не за предсказуемость обидно. В конце концов, каждый (ну, почти каждый), кто покупает билет на столь долгоиграющую франшизу, примерно представляет, чего ожидать. Да, сюжет, как и прежде, сшит по хорошо узнаваемым бондовским лекалам; но зато и смотрится не хуже, чем костюмы от Бриони на главном герое. Похороны, скорбь, секс; хорошая драка, победа, секс; плен-пытки, удачный побег, секс (ну, а чем еще занимались главные герои на конспиративной квартире до прибытия М? Мы же не дети, все понимаем). Тачки, гаджеты, умопомрачительные ландшафты. Мартини — взболтать, но не смешивать.
Несмотря на полную колоду фирменных ништяков, меня в течение всего фильма не покидало ощущение какой-то нестыковки. Диссонанса. Сквозняка из невидимой щели. Ведомый интуицией, я стал следить за лицом суперагента, и вот что обнаружилось.
Сегодняшний Бонд воспринимает абсолютно все — шрапнель, пробки, сексуальную женщину — с плохо скрываемым раздражением. Первая реакция — недовольная гримаса, и она почему-то кажется намного более искренней, чем весь последующий «отыгрыш» эпизода. В этой гримасе прячутся глубокая усталость от префикса «ноль-ноль» и крепнущее желание поселиться в глуши. Где-нибудь в австрийских предгорьях.
Откуда эта мегатоска во взгляде суперагента? У меня нет однозначного ответа, только гипотеза. Но в ее пользу красноречиво вопиет пистолетная пуля, прервавшая полет геликоптера; злодей, за время фильма мутировавший из мрачного социопата в хихикающего доктора; “пятиминутка” с Моникой Белуччи в обостренно сексуальном трауре; молчаливый гигант, несомненно, состоящий в родстве с Горой, руками раздавившим череп дорнийского принца — ну, да это уже совсем другая история.
Итак, моя гипотеза заключается в том, что «Спектр» — это слегка преждевременная (и, возможно, невольная) «перезагрузка» франшизы в «новый старый» формат шпионской пародии, ярчайшим примером которой является незабвенный «Доктор Ноу» образца 1962-го. Непонятно только, почему она случилась с участием Крейга, который явно не создан для жизнерадостных избиений злодеев в спандексе на фоне экзотических брюнеток или белокурых валькирий… да и вместо тропического рая в кадре постоянно маячат то заснеженные горы, то осклизлый Лондон, то арт-хаусная пустыня. Судя по всему, Крейгу не по душе собственное несовпадение с контекстом, отсюда и эмоциональная дистанция, и нервическое губокривление, и дежурный пикап в стиле сытого удава… Впрочем, все это — имхо, и я не беру на себя смелость отговаривать вас от просмотра. Более того: пойдите уже и составьте собственное мнение, в самом деле.
Но в одном я уверен на все сто: девушка Бонда в этот раз настолько обыденна, что даже не заслужила смерти. Да что там смерти! Суперагент даже губ не покривил в необычайно драматическом эпизоде «Внезапное расставание», больше похожем на прощание двух смертельно уставших друг от друга людей… которые обязательно снова окажутся вместе, потому что уже слишком поздно искать от бобра добра, да и остепениться пора бы. Один мой знакомый так и написал в facebook: «Посмотрел нового Бонда. Фильм нужно было заканчивать свадьбой».
И, наконец, последнее желание (раз уж франшизодержатели пустились в незапланированные «перезагрузки»): требую Макконахи в роли Бонда!
Подслушано на выходе из зала:
— Хоть убей, не понимаю, что в этом фильме делала Моника Беллуччи.
— Хочешь сказать, ты бы отказалась от такой роли?
— Да у нее и роли нет вовсе — похороны, диалог, секс с Бондом, еще диалог… Конечно, отказалась бы.
— Точно?
— Ну нет же!