Семейное положение? Театр
Интервью со счастливым человеком
Есть люди, встреча с которыми заряжает невероятной энергией и позитивом на целый день. Именно к таким относится Ксения Супрунюк — преподаватель актерского мастерства и создатель театральной студии «Этюд» в Бресте. А еще это яркий и интересный человек, любящий свое дело и окружающих.
— Ксения, расскажи, как ты пришла к своей профессии, ведь у тебя историческое образование?
— Сценическая деятельность мне интересна еще со школы, но, наверное, в 17 лет я была еще не готова делать окончательный выбор. Поступила на истфак БрГУ по специализации «Мировая и отечественная культура», и тогда казалось, что мы будем изучать культуру разных стран, ходить в театры, говорить по поводу спектаклей.
Первый год я проревела. Поняла, что попала не туда.
В начале второго курса я увидела объявление о наборе в театральную студию при университете и подумала: «Это судьба!» Меня ошеломило и поразило большое количеством людей, которым это тоже нравится. И нисколько не смутило, что мы на протяжении года вообще не выходили на сцену, а сидели и писали конспекты по сценической речи.
«Повернутость» была такая, что приходили 2 января в закрытый университет, «нам же нужно заниматься». В общем, я стала предельно счастлива!
Через год в городе открылись курсы актерского мастерства. Я туда тоже направилась. Там было то, чего мне не хватало: разнообразные практические занятия. Это и сценическое движение, и этюды, и работа с воображаемым предметом. Я вообще была какая-то «ненасытная», мне и этого было мало. После занятий в университете (училась во вторую смену) я бежала на курсы, потом в студию. Приходя домой, я включала канал «Культура» и просматривала спектакли, передачи об актерах и режиссерах, читала специальную литературу. Свою дипломную работу я писала по теме «Театральное искусство г. Бреста с 1944-1985 гг.
На пятом курсе, видя такое «помешательство», мне предложили преподавать актерское мастерство в модельной школе. Это был неповторимый опыт. Я загорелась с тройной силой. Тогда я почувствовала, что людям это нужно и они хотят заниматься.
— Расскажи, как создавалась театральная студия «Этюд»?
— Я понимала, что мне нужно двигаться дальше. Видела талантливых ребят, которым негде себя реализовать. В модельной школе было много энтузиастов, интересовавшихся, где можно позаниматься дальше.
О «Центре дополнительного образования», где сейчас проводятся занятия, я узнала от одногруппника.
Пошла к директору, начала предлагать свои идеи, говорила, что хочу «воротить театральные дела».
На меня посмотрели с подозрением, но сказали: «Давайте попробуем!». Договорились на одну группу от 16 лет и старше. Клич в основном был «Вконтакте».
— Какие цели ставишь в работе с ребятами как преподаватель?
— Мне хочется, чтобы студийцы всех возрастов и «гномы» (младшая группа — прим. ред.) в том числе познали себя, свои возможности, своих товарищей. Чем больше у детей развивать впечатлительность, тем больше способностей они разовьют в себе. Меня также волнует вопрос воспитания личности. Театр призван обращать наши глаза внутрь себя. Поэтому никакого позерства и самолюбования. Только трепетные и восприимчивые души. Здесь даже художественное и эстетическое развитие далеко не на первом месте. Может быть, самое важное, что они вынесут из этих занятий — умение сопереживать и понимать других, а не только себя.
Влияние нашего времени, к сожалению, более разъединяющее. Взрослые стали более недоверчивые, они значительно реже восхищаются, удивляются, сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие. А дети — это отражение взрослых.
Даже после полугода занятий я вижу изменения в детях. Театральная деятельность сближает их, раскрывает внутренний мир, активизирует воображение, память, контактность. Возможно, не все будут выступать на сцене, но они точно почувствуют себя более уверенно среди сверстников, знакомых незнакомых людей, которые старше. Например, я с ними на равных. И это важно.
— Каким был первый спектакль?
— Первая театральная постановка «У войны не женское лицо» по Светлане Алексеевич произошла в 2013 году. Сразу же мы взяли серьезную тему. Девушки играли героинь, ушедших на фронт. Мы долго готовились: читали книги, смотрели документальный фильм, обсуждали.
Пережили это вместе.
Премьеру сыграли в конце апреля. Хотелось, чтобы девочки выступили в Брестской крепости на 9 мая. Это очень символично. Театральное дело всегда нужно продвигать самому, поэтому я поехала к руководству крепости. Мне пошли на встречу, но при подготовке возникла проблема с военной формой. Оказалось, что только в Брестской крепости есть место, где ее используют, чтобы сделать фотографии. Очень признательна за форму, ведь ее нам дали бесплатно. В итоге мы благополучно сыграли спектакль 9 мая в музее Великой Отечественной войны. Приятно, что постановка нашла отклик не только в нас, но и в тех, кто ее видел.
После этого выступали в Доме ветеранов, в школах, в том числе и в православной. В общем, спектакль «зажил».
— На каких мероприятиях выступает «Этюд»?
— По возможности это выступления на персональных выставках. Либо в качестве ведущих на различных городских конкурсах. Стараюсь, чтобы сценическая жизнь присутствовала обязательно. Следующим этапом хотелось бы поучаствовать в хорошем театральном фестивале.
— Сколько человек сейчас занимается в студии? Какие возрастные группы есть?
— В студии работают четыре группы, охвачены все возрастные категории. У каждой своя программа согласно возрасту. С 2013 года создали группы 6-8 и 9-11 лет, в каждой по 13 человек. Был возрастной пробел — это подростки. И с сентября прошлого года сформировалась группа 12-15 лет. Я боялась, что это им не особо нужно. Получилось наоборот. Это самая большая группа — 15 человек. Ну и взрослые, от 16 лет. Самому старшему у нас 26 лет.
— Я знаю, что у тебя дружеские отношения с ребятами. Вас можно назвать настоящей «этюдовской семьей». В чем секрет? Как тебе удается всех сплотить?
—Тяжело говорить про какие-то секреты.
Но мне кажется, когда люди видят, что ты любишь свое дело, что тебе не все равно, что ты горишь и живешь тем же, с чем пришли они, то автоматически коллектив сближается.
И конечно я с ними на равных. И придерживаюсь принципа выдающегося педагога Я. Корчака «Нет детей — есть люди».
Как бы это банально ни звучало, я счастлива, что у меня есть эти ребята! Они ждут занятий, переживают, если оно не состоится, расстраиваются, когда сами пропускают. Так к этому трепетно относятся. Я их люблю, они невероятные! Иной раз удивляюсь, как мы друг друга находим.
— Может быть, есть люди, которые тебя вдохновляют? Возможно, у кого-то хочется учиться?
—Мне не хватает таких людей, с точки зрения театральной педагогики. Ведь хотелось бы учиться, учиться и еще раз учиться. Поэтому я всеми доступными средствами стараюсь это получать. В сентябре у меня будут курсы по театральной педагогике. Я их с нетерпением жду, надеюсь, что это будет интересно.
Вдохновляют меня мои ученики. Это такие вдохновители!
— Самой не хотелось играть в театре?
— Сейчас думаю, что нет. А раньше, конечно, хотелось. Мне кажется, нужно делать какое-то одно дело. Уже к пятому курсу в университете, когда ставили спектакли, хотелось изменить какие-то детали, причем не только в отношении своей роли. У меня появлялось свое видение ролей. Тогда не было той реализации и сумасшедшей энергии, которую я получаю при работе с ребятами. Ведь я самовыражаюсь через своих учеников. Это огромное удовольствие работать с ними. Вот сейчас, я чувствую: нашла то, что мне нужно.
—В каком положении сейчас современный белорусский театр?
— Как зритель я вижу, что не хватает профессиональных, талантливых режиссеров. Отсюда и качество театральных работ. Не хватает также драматургии. Многие пьесы имеют просто развлекательный характер. Если сравнивать с московской театральной жизнью, то у них проблема — перенасыщенность, а у нас, наоборот, тишь.
— Ходите ли вы с ребятами в брестские театры?
—Да, конечно. Ходим постоянно и на премьеры, и на капустники, и на обычные спектакли. Недавно ходили в Брестский театр кукол. Я его обожаю и всем рекомендую его посещать. Там есть спектакли как для детей, так и для взрослых. Актерская работа просто невероятная. Каждый раз после спектакля подхожу к артистам и благодарю их.
— Как попасть на твои занятия? Когда проходит набор?
— Набор всегда проходит в сентябре. У нас день открытых дверей. Приходят все желающие, кто неравнодушен, кто хотел бы себя попробовать. Нужно только желание. Всегда есть потребность в ребятах, поэтому все к нам!
Комментарии студийцев:
«Этюд»— это уже как семья для нас. Мне было интересно, каково это — актерская игра. Решил попробовать. Затянуло! Очень интересный опыт приобретаю, раскрепощаюсь, открываю что то новое в себе. Да и ребята необычные подобрались. Здорово наблюдать, как в них новые краски открываются. Надо сказать большое спасибо Ксении, за то, что вдохновляет нас и очень профессионально относится к делу.
Игорь
Очень хорошо помню первое занятие, волнение, то чувство, когда ты думаешь, что на все способен, а оказывается, что перед публикой ты сильно зажимаешься. Но хоть и было тяжело, мне очень понравилось. Ребята поддерживали любой выход, даже неудачный, было много шуток, веселья, открытости.
Театр, актерское мастерство, кино стали еще больше привлекать, хочется еще больше работать, развиваться в этом направлении. А что касается самого «Этюда», то все ребята стали очень близкими людьми. Для меня, как и для каждого студийца, это – вторая семья.
Вообще, после любого занятия уходишь домой с улыбкой и с хорошим настроением, потому что после получения такой дозы ярких эмоций, впечатлений, шуток иначе и быть не может.
Алина
«Этюд» для меня — вторая семья. Все-таки, когда проводишь много времени с такими талантливыми и открытыми людьми, становишься частью чего-то большего, чем просто частью театрального кружка. На занятиях в «Этюде» забываешь обо всем: о проблемах, о огорчениях и неудачах, которые волновали весь день.
Я обожаю играть в этюдах, перевоплощаться, становясь теми персонажами, которыми никогда бы не смогла быть в реальной жизни. Честно говоря, особого актерского таланта за собой никогда не замечала, но все же смогла найти себя в «Этюде». «Этюд» помог мне научиться видеть по-другому. Я безумно рада, что когда-то попала в это чудесное место!
Аня
В «Этюд» пришел полтора года назад. Даже не думал, что меня затянет. Не могу сказать, что мечтаю о театре и сцене, подобных амбиций нет. Для меня это скорее хорошая психологическая разрядка и возможность примерить разные социальные роли. А так же своеобразный вызов, особенно когда что-то не получается.
Стоит отдать должное Ксении, занимаемся мы в замечательной атмосфере, которая способствует развитию, ведь часто, чтобы исполнить ту или иную роль тебе приходится преодолевать какие-то свои комплексы и зажимы. В жизни и работе это все здорово помогает.
Дима
Фото из личного архива Ксении Супрунюк