Мираж среди пустыни

что нужно знать о катаре, чтобы не облажаться

 СТРАНА 

В 1971 году получила независимость от ОАЭ. Раньше была колонией Британской империи и зарабатывала добычей жемчуга. Сегодня живет за счет продажи газа, по объемам добычи которого занимает 6 место в мире. Но деньги катарцы не проедают, а пускают на благие дела: строят дороги, жилье, аэропорт, спортивные объекты, гостиницы. В общем, все, что в будущем так или иначе помочь заработать и без ресурсов.

Страна очень маленькая: всего 11 тысяч квадратных километров. Площадь Беларуси для сравнения – 207 тысяч. Есть небольшие города при нефтеперерабатывающем заводе и американской военной базе. В остальном Катар = Доха.

Вся территория – это пустыня, которая с трех сторон омывается водами Персидского залива. Летом до +50. Солнца настолько много, что на улице пахнет ультрафиолетом.

 ЖИТЕЛИ 

Коренное население Катара насчитывает примерно 200 тысяч человек. Остальные 1,8 млн – это другие арабы, которым в 70-е повезло попасть на раздачу катарских паспортов. Все они считают себя «катари» и ведут крайне закрытый образ жизни. 90% мусульмане, в стране обязывают нормы шариата. Да, это значит, что все женщины замотаны с ног до головы, что призыв на молитву звучит пять раз в день, нигде нет алкоголя и свинины. Хорошо, алкоголь есть. Коллегам удалось найти пиво крепостью 1 градус.

На «катари» работают тысячи эмигрантов из Азии. Великолепие Дохи – их рук дело. Строители, например, зарабатывают 200-300 долларов. В то время как пилот «Катарских авиалиний» — 15 тысяч.

Если честно, у меня сложилось впечатление, что коренные катарцы не работают в принципе.

Европейцы в Катаре живут, и их довольно много. Большая часть их работает в крупных компаниях на высоких должностях. К западным европейцам отношение почтительное и трепетное. К восточным и южным намного хуже.

 ТРАНСПОРТ 

Общественный транспорт в Дохе неуловим, как мстители из одноименного фильма. Кое-где встречаются автобусы с номерами. Кое-где стоят остановки. Кое-где на них даже стоят люди и ждут. Но самому проехаться за три недели не удалось ни разу.

В основном все передвигаются на такси. По цене оно примерно такое же, как в Бресте. Но, чтобы таксист включил счетчик, нужно постараться. Можно попросить его пять раз, но он будет делать вид, что не понимает. Если удастся, можно договориться на словах. Но в конце, если вы дадите сумму побольше с надеждой на сдачу, водитель может просто поблагодарить и сделать вид, что так и надо.

Основная масса местного населения передвигается только на автомобилях. Это огромные внедорожники, на которых при случае можно отправиться в пустыню. Но цена на бензин – 26 центов – позволяет. Из-за этого Доха стоит в пробках, а город слабо приспособлен для пешеходов.

Добраться до Катара из Европы можно по воздуху. Но «Катарские авиалинии» столь же качественны, сколь дороги.

 ДЕНЬГИ И ЦЕНЫ 

Местная валюта – катарский риал. 1 доллар = 3,64 риала. Курс фиксированный, во всех обменниках одинаковый: риал привязан к доллару. Вся еда в Катаре импортная. Поэтому двойной сникерс стоит порядка 6 долларов, сэндвич около 3 долларов, а повергшая меня в шок упаковка «Кит кат» с 8 батончиками – почти 9 долларов. Питаться здесь дорого. Но есть бюджетный «Макдональдс».

В торговых центрах много европейской одежды, но довольно дорогих брендов. Есть местные марки подешевле. Но, так как «катари» одеваются в национальное, необходимость покупать такие вещи отпадает. Хотя женщины охотно носят дома европейские наряды. У мужчин очень популярны головные платки и халаты – кандура.

 ЯЗЫК 

Говорят в Катаре на арабском. Вероятнее всего, на его местном диалекте. Учить его вряд ли пригодится. Произношение невероятно сложное, письменность еще сложнее. Знание английского языка повальное. Но арабы и азиаты имеют настолько специфический акцент, что даже самое простое предложение в их устах превращается в неясный набор звуков. Впрочем, спишем непонимание на низкий уровень моего английского.

 ТРАДИЦИИ 

Поскольку в стране обязательны нормы шариата, то все исламские законы здесь как бы вплетены в повседневность. Женщины могут открывать только лицо, ладони и стопы. Даже купаются они в специальных закрытых костюмах. Лицо могут закрывать, а могут и открывать. Женщины с открытыми лицами – очень современные по катарским меркам. Если я верно понял, с железными масками ходят вдовы.

Христиане в Катаре тоже есть. На окраине Дохи есть христианский комплекс с 6 церквями всех конфессий. Его построили на земле, выделенной эмиром. Общины платят несколько символических тысяч долларов за аренду в год. Но земля и здания им не принадлежат. По законам Катара на церквях нет никакой символики. Мусульманам появляться здесь строжайше запрещено.

Что интересно, голыми катарцы друг друга не видят никогда. В банях, спортзалах – везде, где есть общественные душевые – все моются отдельно.

Все туалеты оборудованы специальными душами возле унитаза. Я опущу все нормы исламского туалетного этикета – он слишком запутанный. Но одна из них велит подмываться после каждого испражнения. Причем регламентируется количество омовений и даже их направление.

Запрещено употребление алкоголя. Что интересно, курить при этом можно: и сигареты, и кальян. Не употребляется свинина: даже в «Макдональдс» все котлеты из курицы. Торговые центры, аэропорт, спортивные объекты и другие более-менее публичные места оборудованы комнатами для молитвы – раздельными для мужчин и женщин. Входить в мечети, кстати, в Катаре запрещено всем не мусульманам.

В женские магазины и салоны красоты мужчин не пускают.

Мужчины на людях демонстрируют очень теплое отношение друг к другу. Если французы легко чмокают друг друга в щечку, то катарцы крепко целуются трижды. На улице можно увидеть, как мужчины прогуливаются, держась за руки. Говорят, парням здесь не зазорно даже сидеть друг у друга на коленях. Но чего не видел, того не видел.

Одно из основных хобби катарцев – соколиная охота. Дорогое удовольствие, но его могут позволить себе все жители страны: бедных здесь нет.

Дома огорожены очень высокими заборами. Что-то за ними увидеть – из разряда фантастики.

Магазины закрываются в районе полудня и открываются ближе к 4 дня. Сиеста, такие дела. Если в это время захочется поменять деньги или прикупить что-то на рынке, об этом лучше забыть до вечера и отдохнуть вместе со всеми.

Во многих гостиницах и магазинах висят портреты двух эмиров – бывшего и нынешнего, отца и сына. Младшенький сверг папу в 2013-м, но без крови.