skarb

Скарбы белорусские, скарбы уникальные

Текст: Ксения НИКАК
Фото: Дмитрий БОСАК

Куда пойти в Бресте, если хочется приобрести что-то аутентичное и неповторимое? Продвинутые брестчане знают: настоящая сокровищница произведений искусства от народных мастеров находится на Советской. LITARY посетили салон-магазин «Скарбница» и узнали, каков портрет типичного ремесленника и типичного покупателя белорусских скарбов.

Нужно, чтобы в работе что-то было

Салон-магазин «Скарбница» появился в 2006 году при поддержке ООКЦ. Место было выбрано не случайно – помещение по ул. Советской, 54 издавна облюбовали ремесленники-затейники.

– Здесь всегда был магазин такой направленности, и лет двадцать назад… Были лучшие времена, были и худшие. С некоторых пор это помещение передали управлению культуры брестского облисполкома, и тут были организованы выставочный зал и «Скарбница»», – рассказывает заведующая магазином Екатерина Шевченко.

– Зачем был создан художественный салон-магазин?

– Народ должен знать, что на Брестчине есть культура: мастера, художники.

Магазин создан в поддержку мастерам, в первую очередь, непрофессиональным художникам, потому что профессионалов поддерживает Союз художников. Мастеровому человеку «из народа» негде выставиться и показаться. Поэтому мы предоставляем возможность всем, кто дружит с руками, реализоваться и заработать хотя бы на материал, – объясняет Екатерина Владимировна.

Выставлены в «Скарбнице» и картины художников-профессионалов, но прежде всего здесь стараются поддержать именно самодеятельных художников и мастеров.

Задаю волнующий меня вопрос:

– Если я рисую неплохо, то могу принести свои картины?

– Не так уж совсем любой, кто держит кисточку и карандаш в руках, может прийти и продавать. Все равно нужно, чтобы в работе… – Екатерина Владимировна подыскивает слова, – что-то было. Я всегда руководствуюсь правом автора оценить свою работу. И нашего покупателя. Если картина продана, значит, она приносит кому-то радость.

По словам моей собеседницы, в ООКЦ существует специальная комиссия, которая уполномочена разрешать вопросы оценки работы. Однако до такого доходит очень редко – заведующая магазином умеет уговорить ремесленника на адекватную цену или объяснить, что произведение можно доработать.

– Если человек хочет отдать свое произведение вам…

– Он берет паспорт и приходит. И нужно, чтобы ему исполнилось 16 лет.

Правда, в «Скарбницу» со своими скарбами редко заходят «люди с улицы».

– Наверное, стесняются, – с улыбкой объясняет Екатерина Владимировна и добавляет. – Чаще всего человек занимается в студии, и там ему подсказывают.

Ориентация – на уникальный белорусский сувенир

Хотя самые дорогие и зрелищные товары салона-магазина – картины, рядовой покупатель часто забегает сюда купить что-то поменьше размером: открытку, украшение, сувенир.

– Мы стараемся нести культуру в массы, чтобы это не был совсем уже китч. Не надо пластмассы, пенопласта, бытового химического мусора – сейчас же все лепят. Все-таки работа должна иметь эстетичный вид. И, прежде всего, основа – народность. Мы ориентированы на белорусский сувенир: то, что делали наши бабушки, дедушки. Но, естественно, без современного не обходимся – время движется вперед, появляются новые виды творчества. Если это интересно и красиво, может порадовать глаз, мы возьмем это на продажу, – объясняет принцип появления на прилавке ремесленнических произведений заведующая «Скарбницей».

Еще, несомненно, приятно то, что каждая вещь в магазине уникальна. Даже соломенные колокольчики, которые делаются по одной схеме, мастерятся руками человека и отличаются друг от друга.

Цены устанавливает автор

Интересно, что, принеся свой товар в «Скрбницу», мастер сам предлагает цену за него.

– Как закладывается цена: обычно учитывается стоимость материала, время работы и то, насколько это ценно для человека. Мы все обсуждаем и выводим стоимость плюс 30% надбавки магазина, – обрисовывает схему Екатерина Владимировна.

По ее словам, случается, авторы завышают цены:

– Особенно часто молодежи кажется: в интернете дорого – почему бы и мне не поставить высокую цену. Я старюсь образумить. Если человек хочет продать, он, конечно же, не будет ставить эту цену, а если он хочет выставиться – пусть постоит. Но через месяц он работу заберет…

– А есть срок, после которого товар возвращают мастеру?

– Три месяца, потом мы уцениваем на 10% с согласия автора или он товар забирает.

– Много вещей, которые уценивают и возвращают?

– Конечно. Особенно сувениров. Они могут лежать и дольше. Это за картинами мы следим: одна повисела три месяца – надо дать место другой. Но почти все изделия имеют своего покупателя, просто его нужно дождаться.

Покупатель непредсказуем

Кто же ходит в «скарбницу» за покупками? Белорусы или иностранцы, молодежь или люди постарше?

– Основной покупатель – турист и просто человек из народа, – делится наблюдениями завмагазином. – Открытки  покупает молодежь. Летом бегут все за льном. Придет осень – будут популярны наши мастерицы, которые вяжут. Картины – постоянный товар. Медальки, магнитики – для туриста кусочек Бреста.

– А иностранцы часто заходят?

– Год на год не приходится. Сейчас не очень много, а бывало много.

– Что самое популярное среди покупателей?

– Трудно сказать, за чем конкретно идут люди. Покупатель непредсказуем. Сколько раз мы удивлялись: кажется, что это не продастся, а тут выясняется, что это очень нужно, это сразу купили. Все определяет покупатель.

Магазин работает по договору комиссии, как комиссионный магазин. Сюда можно принести не только сделанное своими руками, но и то, что пылилось на чердаке – вдруг кому-то и оно приглянется. На винтажные и раритетные вещи всегда есть спрос. Например, сундуком за почти семь миллионов рублей уже заинтересовались. Он подлинный, XIX-XX века, отреставрированный одним из мастеров. А интерес к нему проявил… городской музей, который тоже может купить понравившуюся вещь в «Скарбнице».

Стул ждет своего хозяина

Портрет типичного ремесленника Екатерина Владимировна обрисовать затруднилась. Оказывается, еще год-два назад это были люди постарше: женщины предпенсионного и пенсионного возраста, которые работают для души. Сейчас же мастерит больше молодежь.

– Это новые веяния, что-то неизбитое. Не то, что «бабушка моя вышивала, а я повторяю», – отмечает заведующая салоном-магазином.

– А помните ли вы необычные, из ряда вон выходящие вещи?

– Меня поражает смелость наших художников копировать великих. И это находит покупателя! Из прикладного удивляет, что находится покупатель на всякие декоративные дизайнерские вещи из коряг, сухоцвета. Не каждый человек в этом что-то увидит, а хваткий взгляд художника это уловил и покупатель оценил. Но удивить чем-то трудно – все уже когда-то было, – высказывает постмодернистскую мысль Екатерина Владимировна.

– Какой у вас самый дорогой предмет?

– Сегодня мы сняли с выставки-продажи картины Натальи Черноголовы по 13 миллионов. Это дороговато для нашего покупателя. Есть кованый стул в форме листа – 9 миллионов. Он давно стоит, люди интересуются, удивляются, любят на нем посидеть, но покупатель не нашелся.

А может быть, этот стул дожидается именно тебя?